Дизайн Бюро Алексея Коровина
Полный вариант статьи опубликован в журнале "Сад & Садик"№ 2 2007 г.

Ландшафтный дизайн  на пике моды. Пожалуй,  на сегодня это одно из наиболее массовых и быстро развивающихся направлений искусства.
Термин «ландшафтный дизайн» означает в вольном переводе – художественное конструирование, создаваемого человеком, сложного комплекса, включающего рельеф, почву, воду, растительность и инженерно-архитектурные сооружения.


Конструировать, прорисовывать на бумаге можно бесконечно и много, было бы воображение и художественный вкус, но в том то и сложность, а в то же время и необычайный интерес работы, что материалы, участвующие в создании той или иной композиции живые и будут жить, подчиняясь законам, взаимосвязям, сочетаниям, характерным для природного ландшафта. Их соответствие и жизнеспособность будет определяться:
Соответствием рельефа, уровня и характера залегания грунтовых вод, типа почв, экспозиции участка  типу растительности создаваемого ландшафта.
Взаимосвязями и взаимным влиянием растений друг на друга в данном сообществе.
Кроме этих пунктов есть множество канонов и правил, которые учитывают при планировке сада, парка или иного ландшафтного объекта.
Это колорит, перспектива, пропорциональность, использование архитектурных строений и форм, природных материалов и множество других параметров, призванных для того, чтобы получить, в конечном счете, цельный и гармоничный природный объект. И все же, если учтены все параметры кроме тех двух, упомянутых выше, картина, полученная в результате, не сможет стать произведением искусства и даже, в большей или меньшей степени, может погибнуть.

Растительность, призванная стать главным звеном, искусственно создаваемого ландшафта, даже на небольшом по площади участке весьма многообразна. Здесь будут использованы деревья, кустарники, газонные травы, цветы. Каждое растение отдельно и, самое главное, все вместе, они сформируют единое восприятие, характер, тип, стиль искусственного ландшафта. Они вместе будут визуально и физиологически взаимодействовать друг с другом, создавая уникальную и единственную картину. К сожалению, в рамках одной статьи не возможно рассмотреть все каноны, учитываемые при закладке сада, парка или обычного дачного участка. Обратимся к солистам ландшафта: деревьям и некоторым декоративным кустарникам. Почему именно к ним? Эти растения самые крупные участники растительных композиций, не только занимающие большую площадь, определяющие фон для  остальных элементов ландшафта, но создающие основу всей композиции и влияющие на микроклимат участка.

Обилие и разнообразие посадочного материала – надежное подспорье для человека, решившего создать свой сад, но таит двойную опасность.
Во-первых, очень хочется, чтобы растительность участка отличалась разнообразием. Ну, как сделать выбор, если нравится и то, и другое, и очень хочется посадить третье. Однако, главная заповедь ландшафтно-паркового искусства простота. Один, два акцента, контрастных по цвету или форме и не более, должны присутствовать при оформлении целого ландшафта или большой ландшафтной группы. Большой участок не повод и не реальная возможность посадить всего и побольше, напротив, он будет красив и гармоничен при использовании ограниченного  количества плавно сменяющих друг друга деревьев или групп кустарников.
Во-вторых, качественный посадочный материал, выращенный в контейнерах с закрытой корневой системой, дает возможность получить необходимую композиционную картинку сразу. Растения, выращенные и посаженные на место добросовестно и грамотно, почти не болеют. Продумал, нарисовал картину, воплотил на месте и сразу же получил результат. Но за этим быстрым и легким эффектом уже маячит будущая проблема, являющаяся самой типичной и повсеместной ошибкой ландшафтного обустройства.

Не соблюдение параметров и пропорций при посадке растений.

Т
ипичный пример: композиция из группы хвойных растений. Такие композиции очень привлекательны. Растения дополняют друг друга  разной окраской хвои, контрастируют по форме, хороши в любое время года и становятся зачастую главным украшением сада или одного из его уголков. Доминантным растением чаще всего становится туя западная (Thuia occidentalis), имеющая колоновидную форму. Рядом могут быть расположены шаровидные формы того же вида, различные можжевельники, сосна горная. Растения высаживают так плотно, что веточки почти касаются друг друга.
На данный момент именно так композиция выглядит наиболее выигрышно. Но пройдет несколько лет, и растения переплетутся друг с другом, начав жестокую конкуренцию, угнетая, корежа и внешний вид, и физиологическое состояние друг друга. Помочь, казалось бы, может пересадка, но  взрослые хвойные растения переносят пересадку крайне плохо или не терпят совсем.
В каталогах растений, иллюстрирующих посадочный материал, размеры часто указывают на возраст до 10 лет, именно такими их чаще всего и привозят из питомников для крупномерных посадок. Реальные же размеры, а сад, парк или сквер закладывают не на 5 или 10 лет.

  Необходимое расстояние между основными плодово-ягодными культурами.     
Название
Диаметр и форма кроны взрослого растения
Высота взрослого растения
Туя западная - Thuia occidentalis “Brabant”
3-4 метра
Коническая
15-20 метров
Туя западная - Thuia occidentalis “Smaragd”
3-4 метра
Коническая
15-20 метров
Туя западная - Thuia occidentalis
“Globosa”
Более 1 метра
Шаровидная или округлая
1,2 метра
Сосна горная – mugo var. Mugnus
Около 2 метров
Распростертая
около 2-х метров
Можжевельник казацкий – Juniperus Sabina
1,5 метра
Распростертая
до 1,5 метров
Можжевельник чешуйчатый – Juniperus sguamata “Blue Star”
0,5 метра
Овальная или шаровидная
0,5 метра
Можжевельник чешуйчатый – Juniperus sguamata “Blue Carpet”
До 1,5 метров
Плоская
0,3 метра
Можжевельник горизонтальный – Juniperus horizontals “Golden Carpet”
1,2 метра
стелющаяся
0,1-0,2 метра
Вид
Высота в метрах
Диаметр кроны в метрах
средняя
максимальная
средний
максимальный
30
50
10
15
30
50
7
10
25
40
8
15
15
20
6
8
20
25
8
10
25
40
15
30
Каштан конский
20
35
10
25
20
30
10
25
20
30
12
15
Орех маньчжурский
20
28
10
15
10
18
5
6
Ясень обыкновенный
25
30
10
12
Культура
Размер, тип посадки
Расстояние
Яблоня, груша
сильнорослая
на карликовом подвое
4-5 метров
3-4 метра
Слива
сильнорослая
на карликовом подвое
4-5 метров
3 метра
Вишня
2-3 метра
2,5-3 метра
1,5-2 метра
Малина
однорядная посадка
рядами
0,3-0,5 метра
1,5 м между рядами
Смородина, крыжовник
однорядная посадка
рядами
1-1,5 метра
между рядами 2-2,5 метра
Деревья
Название
Отношение к свету
Хвойные
Пихта сибирская – Abies sibirica

Теневынослива
Ель сибирская (голубая, серебристая) – Picea pungens
Теневынослива
Ель обыкновенная – Picea abies
Теневынослива
Сосна обыкновенная – Pinus silvestris
Очень светолюбива
Сосна сибирская – Pinus sibirica
Теневынослива
Лиственница сибирская – Larix sibirica
Очень светолюбива
Туя западная - Thuia occidentalis
Теневынослива
Лиственные
Дуб черешчатый – Quercus robur
Лучше растет при боковом затенении
Липа мелколистная – Tilia cordata
Теневынослива
Клен остролистный – Acer platanoides
Теневынослив
Клен серебристый – Acer saccharium
Cветолюбив
Орех манчжурский – Juglans manshurica
Cветолюбив
Орех манчжурский – Juglans manshurica
Cветолюбив
Береза бородавчатая – Betula pendula
Светолюбива
Ива белая – Salix alba
Светолюбива
Каштан конский  обыкновенный – Aesculus hippocastanum
Теневынослив, но затенение не сплошное
Рябина обыкновенная – Sorbus aucuparia
Светолюбива, полутень
Примеры сочетаний деревьев и кустарников по фитоценотическому принципу
По Л.И. Рубцову «Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре»
Тип насаждения
Сопутствующие породы
Ельник
Пихта, сосна, береза, осина, дуб, липа, лещина
Сосняк
Ракитник, карагана, дрок, береза, можжевельник, клен остролистный, лещина, дуб
Лиственничник
Жимолость, шиповник, ель, пихта
Дубрава
Липа, клен остролистный, клен полевой, груша, яблоня, черемуха, лещина, калина, бересклет
Березняк
Сосна, клен остролистный, ель, пихта, цветущие кустарники: чубушник, жимолость, шиповник.
В материалах 4-х таблиц указаны лишь несколько видов, наиболее востребованных на сегодняшний день. Диспропорция между растениями со временем становится недопустимой и вертикальном,  и в горизонтальном масштабе.
При составлении композиций из растений нельзя соединять вместе быстро и медленно растущие виды.
Чем большее количество видов, составляют композицию, тем труднее соблюсти пропорции
Композиции из растений дольше сохраняют вид, заложенный при посадке, когда используются медленнорастущие породы.
 
Высокорослые лиственные и хвойные деревья, создающие основу растительного убранства участка, так же смогут полностью проявить красоту кроны, если имеют достаточно площади для роста. Кроме того,  на их рост влияет состав и плодородие почвы, распределение света и тени, взаимное влияние пород деревьев друг на друга. При несоблюдении потребностей каждого из видов, деревья или кустарники теряют декоративные качества.
 
На чем растем.
Жизнь дерева на новом месте, по крайней мере, в первые годы, зависит в первую очередь от качества посадки. В идеале должны быть учтены:
Размер посадочной ямы
Субстрат, которым она будет заполнена
Состав и доза удобрений
Поливной режим
При этом во всех справочниках по садоводству подробно описано, каким способом, и
на какую глубину вынимать землю, как устанавливать и закреплять саженец, сколько
полить. Но нигде нет упоминания о качестве местности и окружающего субстрата,
предоставляемых будущему саду.
На деле сегодня загородные коттеджные поселки и дачные участки страдают от проблем, характерных раньше, скорее, для городской среды. Сад закладывают на месте бывшей стройки, когда полностью или частично снят почвенный слой, а на остатки погребенного строительного мусора завезена новая, часто сомнительного качества, земля. Большая часть строительных материалов, вернее их остатков, попадая в почву, подщелачивает ее. Они так же меняют промывной режим, выступая, то в роли дренажа, то в роли водоупорного слоя.
Если сменить весь, вновь сформированный, поверхностный слой нет возможности, следует хотя бы сделать посадочные ямы такого размера и качества, чтобы их объема и запаса питательных веществ хватило бы на первые 5 лет жизни посаженного дерева. Именно в первые годы жизни дереву необходим субстрат, в котором смогут максимально развиться пока еще слабые корни. И в то же время требуется наибольшее количество питательных веществ (это период активного роста, первые 10-40 лет жизни дерева). Недостаток питательных веществ приводит к отставанию в росте, суховершинности, усыханию и гибели.
Для нормального роста каждому виду деревьев нужен совершенно определенный субстрат, который должен быть приготовлен индивидуально.
Посадочные ямы закладывают заранее и объемом, как минимум, в 2 раза больше, указанных в классических рекомендациях по посадке.
 
 
Свет-тень.
Известно, что каждая древесная порода требует определенного режима освещенности. Проблемы нарушения светового режима обязательно появятся при загущенной посадке, но не только. Типичные варианты недостатка света:
При планировке и посадке не учитываются тени от высоких строений и глухих заборов. Кроме недостатка света растения в данных местах и условиях будут страдать от снижения проветриваемости кроны и, как следствие, более подвержены болезням.
При высаживании пород с разной скоростью роста, когда быстро растущие деревья подавляют медленно растущие. Попытки стрижкой уменьшить скорость роста отдельных деревьев не всегда уместна и может вести к их ослаблению и гибели.
При недостатке света теряются декоративные качества деревьев и эффектность кроны.
На участках, особенно молодых, растения чаще страдают не от недостатка, а от переизбытка света. Для одних видов это является фактором, приостанавливающим и уменьшающим скорость роста, для других может вести к гибели. Например, солитерная посадка ели канадской (Picea glauca “Conica”) приводит к сильным ожогам, часто необратимым.
Красивой, как новогодняя игрушка, елочке можно было бы помочь, установив с солнечной стороны декоративную солнцезащитную ширму. От солнечных ожогов в первые годы после посадки страдают можжевельники, иногда туя, даже некоторые плодовые и лиственные деревья. Склонность к ожогам может зависеть не только от вида дерева, но и от тех условий, в которых оно выращивалось в питомнике. Растение может попросту получить «световой испуг», переместившись из комфортной полутени на открытую площадку.
Жизнь в сообществе.
Любое растение некогда возникло, а затем существовало в определенных условиях: географических, климатических, почвенных. Оно росло не само по себе, а рядом с другими видами в едином и тесно взаимосвязанном сообществе. Мы используем в садово-парковом строительстве определенные виды или сорта, хотя и созданные человеком, но на база природного материала, требующего соблюдения или максимально возможного  приближения к, заложенным природой условиям существования.
Каждое дерево или иная жизненная форма растений проявит свои качества и будет благополучно расти в свойственной для него среде. Кроме того, сопутствующие растения способны значительно влиять друг на друга. Чем больше количество видов, тем сложнее, хаотичнее и менее устойчиво, искусственно созданное сообщество. Визуально при огромном числе видов на небольшой площади будет проявляться пестрота и дисгармоничность, тем большая, чем старше становятся деревья. Физиологически разные по требованиям к условиям среды растения могут проявлять угнетающее действие или дополнять, даже стимулировать развитие соседей. Замечено, что благоприятно влияют друг на друга береза и ясень, сосна и ольха, дуб и бук. Напротив, ясень и бук, дуб и орех оказывают друг на друга отрицательное действие.
Пройдут годы, и деревья станут большими. Какими они будут и будет ли сад таким, как мечталось? Работа с живым материалам требует постоянного внимания, но что-то очень важное заложено в День Рождения Сада, уже тогда, когда он еще был виртуальным и на том самом первом этапе, когда первые растения сделали свой самый первый шаг в новую жизнь.
Автор статьи Галина Коровина
Полный вариант статьи опубликован в журнале "Сад&Садик", №2, 2007 год